Тема урока «Обобщение знаний о морфемах».Учитель начальных классов Гребенюк Т.Г. » СШ №34
Жамбыл облысы
Тараз қаласы білім бөлімінің
"№34 орта мектебі"
Education Department of Kerbulak district
Reception room :
+7(7262) 54-63-34
Version for
visually impaired
» » » Тема урока «Обобщение знаний о морфемах».Учитель начальных классов Гребенюк Т.Г.
12
November
2017

Тема урока «Обобщение знаний о морфемах».Учитель начальных классов Гребенюк Т.Г.

Тема урока «Обобщение знаний о морфемах».
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова: местонахождении в слове, способе нахождения, значении.
Образовательные задачи: совершенствовать и расширить знания об однокоренных словах, значимых частях слова и формах одного и того же слова; повторить изученные орфограммы.
Развивающие задачи: развивать умения разбирать слова по составу, логическое мышление, зрительную память и орфографическую зоркость, наблюдательность, монологическую речь, каллиграфию, пошаговый контроль и адекватную самооценку.
Воспитательные задачи: прививать интерес к русскому языку, расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к окружающей природе, любовь к животным.
Тип урока : урок – практикум.
Вид урока : урок - сказка.
Форма урока : индивидуальная, групповая, парная.
Метод: проблемно – поисковый, наглядно - иллюстративный, словесный, практический.
Приёмы: контроль знаний.
Оборудование: презентация, индивидуальные карточки с заданиями.
Прогнозируемый результат:
- знать: морфемы.
- уметь: самостоятельно выполнять морфемный разбор слов.

Ход урока.
I. Организационный момент (Релаксация).
- Приветствие гостей на трёх языках.
«Поговорим? - О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Бсо-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? - Поговорим!
Нам будет интересно!»

II. Сообщение темы и целей урока.
- Запишите сегодняшнее число.
Минутка чистописания: е ё ю я в соединениях с элементами.
- Бсо вы можете сказать об этих буквах, кроме того, что они гласные?
- Ребята, посмотрите за окном сегодня чудная осенняя погода. Давайте с вами вспомним, как на казахском и английском языках будет осень?
Күз Аutumn
- Записать слово осень, объяснить орфограммы, сделать транскрипцию.
- Назовите осенние месяцы:
Сентябрь – Қыркүйек, September.
Октябрь – Қазан, October.
Ноябрь –Қараша, November.
- Записать словарные слова September, October, November.

- Вы знаете ребята, иду я сегодня рано утром в школу. Вдруг подул лёгкий ветерок, с деревьев полетели листочки. Но один из листочков показался мне необычным. Подняла я его, а на нём надпись. Послушайте…

- Привет, друзья!
Примите приглашенье.
В нашей стране мы ждём вас с нетерпеньем.
Познаете вы много разных тайн.
Мы тут живём – и здесь, и там.

III. Работа над обобщением и закреплением.
- Бсо же эта за стана? И кто в ней живут?
- Прочтите загадочную фразу.
СRWҢҒҰЛОӘІВООJSVNБРАQUЗОВАGLНИЕ.
- Правильно, так называется страна.
- А кто же в ней живут, вы узнаете, если отгадаете ребус.
- Молодцы! Это морфемы.
- К сожалению, мы не сможем с ними сразу встретиться.
- Они попали в руки Вити Недоучкина, который забросил всю учёбу, получает плохие отметки, в итоге спрятал их у своей прародительницы Бабуси – Ягуси. Витю могут оставить на повторный курс обучения. Он очень огорчён, всё осознал и очень просит помочь ему вернуть морфемы, но без нашей помощи не может справиться.
- Думаю, мы сможем их вернуть в страну Словообразования. Для этого нам нужно максимально сосредоточиться, показать все свои знания по русскому языку. И, конечно же, пройти ряд испытаний.
- Поможем ему?
- Кинем на тропинку мячик и побежим за ним!
- Катится наш путеводитель, а мы тем временем вспомним правописание слов с безударной гласной в корне слова.
- Работа в группах. В данные слова вставить безударную гласную, объяснить правописание: в…сна, гр…за, сн…жинка, в…дро, б…льница, в…ренье.
- Наш мячик остановился и дальше катиться не может. Бсо же ему мешает?
- Посмотрите, перед нами единороги.
- Они принесут нас к дому Бабуси – Ягуси, если мы соберем предложение и сделаем его синтаксический разбор.
- По, осень, лесу, шла, золотая. (По лесу шла золотая осень).
- Молодцы!
- А вот и она сама!
- А знаете ребята, уж и не такая она злая. Подружилась с морфемами, изучает состав слова, а они помогают ей в этом. Не очень они хотят возвращаться к Вите.
- И нам они не верят, хотят нас проверить.
- Вы готовы ответить на их вопросы?
- Часть я очень главная,
В слове я живу.
Без меня нет смысла ни розе, ни ежу. (Корень)
- Бсо называется корнем?

- Я и часть, я и предлог.
Без меня никто не смог.
Я и слово и добавка.
Называюсь я… (Приставка).
- Бсо вы знаете о приставке?

- Ну а я частичка,
Обозначаюсь как птичка.
Только вот наоборот,
Это каждый разберёт. (Суффикс).
- Бсо вы знаете о суффиксе?

- Меня в окошко обозначат,
Для связи слова я служу.
Какой смысл в каждом предложении,
Я всем и сразу расскажу. (Окончание).
- Бсо вы знаете об окончании?

- Без окончания часть слова,
И называюсь я … (Основа).

- Расставьте морфемы в том порядке, как должен производиться разбор.
- Молодцы, ребята!
- А теперь выполним ряд заданий.
- Разберём по составу слова, которые прилетели на волшебных осенних листочках: подводник, пробежка, подъехали.
- С каких деревьев эти листики? (клён, тополь, дуб)

- Физминутка «Танцующий ёжик».

- Сейчас, ребята поработаем парами.
- Выполняя работу на карточках, вы можете совещаться.
Игра «Третий лишний».

Золото, позолота, зола.
Семя, семечко, семья.
Часовщик, часть, час.
Вдруг, подруга, друзья.
Носильщик, нос, носатый.
Горный, горка, городок.
Вода, водяной, водитель.

- Проверка задания.
- Ребята, а что помогает нам вернуть морфемы Вите? (знания и дружба).
- Как будет слово дружба на казахском и английском языках?
- Дружба – Достық, Friendship.
- Работа в группах. Каждая группа собирает пословицы о дружбе, зачитывает их и записывает в свои тетради.
1. Друг познаётся в беде.
2. Дружба – великая сила.
3. Друг – твоё зеркало.
4. Без друга в жизни туго.
5. Друга ищи, а найдёшь – береги.
6. Дружба – бесценное богатство.
- А мы знаем пословицы о дружбе на казахском и английском языках.

1. Достық жоқ жерде табыс жоқ – Где нет дружбы, там нет успеха.
2. A friend in need is a friend indeed. Друзья познаются в беде.

- А сейчас вы поработаете самостоятельно. Задания разноуровневого характера.

1.Выдели в словах окончание, определи часть речи.
Друг, дружный, дружок, друзья, дружат.
2.Прочитай слова в столбиках. В первом столбике выдели корень, во втором
столбике – приставку, а в третьем – суффикс.
Сторожка прилетел добренький
посуда поехал домишко
снежинка приплыл зайчик








1.Выдели в словах окончание, определи часть речи.
Рыбка, труд, добрый.
2. Прочитай слова в столбиках. В первом столбике выдели корень, во втором
столбике – приставку, а в третьем – суффикс.
Ворона поход рыбка
ягодка выезд лесник
столик

1. Выдели в словах окончание, определи часть речи.
Свет, светлый, светлячок.
2. Прочитай слова в столбиках. В первом столбике выдели корень, во втором
столбике – приставку, а в третьем – суффикс.
Цветок пожар голодный
Поезд пришёл походка

IV.Подведение итогов.
-Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились. Сейчас на экране появятся предложения, которые вы должны закончить («Технология незаконченного предложения»)
- Мы закрепили, что………………(Слова состоят из частей – приставка, корень, суффикс, окончание)
- Мы научились………………. (Разбирать слова по составу, писать без ошибок)
- Мы поняли, что………………( Каждая часть слова важна)
V. Самооценка.

- Ребята, у каждого из вас на столе сердечки разных цветов.
- На большое сердце приклеим свои сердечки.
- «Красное» – я всё понял, могу этот материал объяснить другому.
- «Зелёное» - всё понял, но объяснить другому не могу.
- «Жёлтое» - мне нужно ещё раз повторить.
- Кому мы можем его подарить?
- А что пожелаете нашим гостям?

Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
VI. Домашнее задание. Слова море, снег, сказочник разобрать по составу, подобрать однокоренные слова.


Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив